English

Марина Федоровская,
куратор выставки ГУМ-Red-Line 2019, «Одна семья», c 2015 по 2018 год – соавтор проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine».

Окончила РАТИ (ГИТИС), театроведческий факультет. С 1996 по 2015 год работала редактором журналов ОМ, Glamour, Harper’s Bazaar, Tatler, Numero. В 2015 году основала Marfedor Bureau для продвижения проектов в области культуры. Автор образовательных программ в РЭУ им. Г. В. Плеханова, РГГУ, школе современного искусства «Свободные мастерские» при ММоМА, где училась в «Школе кураторов». Продюсер и сокуратор (совместно с Романом Ермаковым) проекта «WOW! Архитектура фантазии» (2016) в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева; куратор выставки Scary Tale (2017-2018) в галерее «ГРАУНД Песчаная» объединения «Выставочные залы Москвы».

Сегодня мы наблюдаем, как происходит активнейший поиск новых имен, как на первый план выходит понятие «молодой художник». В 2015 году, когда мы начали делать наш проект, искусство, стартовавшее в 80-90-е, повзрослело, искусствоведы начали ставить его на полку истории, то есть атрибутировать и музеефицировать период, который, казалось, еще продолжается. И так совпало, что, открывая с помощью обложек и каверстори с художниками мир состоявшегося современного искусства читателям BoscoMagazine, мы шли в параллель с очень важными ретроспективами. В сентябре 2015-го в фонде «Екатерина» прошла выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992», подготовленная куратором, искусствоведом и основателем «XL Галереи» Еленой Селиной. В ноябре 2015-го выставкой «90-е» в Екатеринбурге открылся Ельцин-центр, а весной 2018 года в Новой Третьяковке прошла выставка «Искусство 2000-х». Герои этих проектов пересекаются с участниками ГУМ-Red-Line, но важное отличие нашего проекта – мы предложили показать им нечто, актуальное для них сегодняшних.

Участники ГУМ-Red-Line постоянно на слуху. Этой весной в Третьяковской галерее открылась выставка Семена Файбисовича. Павел Пепперштейн, который для нас делает новую серию, открыл блестящую выставку в музее «Гараж». Ирина Корина стала соавтором выставки Komar & Melamid в ММоМА. AES+F выставляются в Galeria Senda в Барселоне.

Художники ГУМ-Red-Line собирались в течение четырех лет. Мы осознанно выбирали тех, кто визуализирует свои идеи достаточно четко и узнаваемо, и тема семьи могла интерпретироваться как угодно вольно. Мы настаивали, что произведения могут быть в разных медиа: перформанс, инсталляция, видео. Но бумага притягивает. И даже мастер инсталляции Ира Корина именно летом 2018 года начала серию графики «Снегири и другое». Впрочем, ее павильон «Остановка „Изотопы“» графикой не ограничится. А вот Олег Кулик сделал для обложки скульптурную композицию «Структура семьи», сочетающуюся с ажурными решетками купола ГУМа. Другую нестандартную обложку создал Сергей Братков. Его идея посвящена первой семье – Адаму и Еве – и отпечатана в форме гигантского пододеяльника (серия «Империя снов» была представлена в МАММ в 2017 году). Здесь идея Браткова приобретает форму почти квеста. Монументалисты Дубосарский и Виноградов, уже работая вне рамок дуэта, сделали разные, но синонимичные работы. У Дубосарского получился ироничный диптих про вечные семейные ценности в России, а у Виноградова – про бессловесный диалог истории и современности в Италии. Интересно, что ГУМ-Red-Line впервые представляет Виноградова и Дубосарского на одной групповой выставке как двух отдельных художников. Константин Звездочетов предъявляет новые работы очень редко. Обложка с курицей и цыпленком возле Спасской башни открывала 2017 год, а на первой линии ГУМа появится его свежая серия «Приветъ из Москвы». Важный персонаж нашей «коллекции» – Андрей Бартенев. Бартенев – лидер российской линии новой волны, имеющей отношение скорее к рейв-культуре и футуризму, чем к постмодернизму. Его творчество не рефлексивно и иронично, а устремлено к внебытовой радости, в будущее и космос. Гоша Острецов, начавший путь в современном искусстве еще в 80-90-х, вдохновлен идеей семьи и тоже убежден в космическом значении этого явления. Говоря о семье, необходимо вспомнить фамилию Тотибадзе, под которой живет и работает целый клан художников. Георгий Тотибадзе изучает скорее землю, чем космос, и своей живописью раскрывает природу вещей буквально. Семен Файбисович представит несколько работ новой серии «Метаморфозы», в технике которой сделана и его обложка «Кира».

Очень важным для проекта стал 2018 год, когда сделала свою обложку Айдан Салахова, без которой невозможно представить ни 90-е, ни последующие годы становления современного искусства в России. На ее стенде «Начало» есть и скульптура, которой сегодня Айдан посвящает себя всецело, и живопись, великолепно раскрывающая ее потенциал. Лето 2018-го отмечено сотрудничеством с Беллой Александровной Левиковой, участницей первого аукциона Sotheby’s 1988 года. Левикова по своей сути настоящая молодая художница, не важно, что ее работы есть и в собрании Русского музея, и в Третьяковской галерее, это ничего не меняет в ее глубоком разговоре с миром. А по-настоящему самой молодой участницей выставки стала Таня Пёникер, которая с помощью рисунка достигает сюрреалистической динамики. Появление молодой талантливой художницы открывает дверь проекту ГУМ-Red-Line в будущее современного искусства.