English

Что такое для вас современное искусство? 

Для меня это единственно возможный способ существования, который оправдывает мечту о созерцании. Да и просто созерцание жизни и какие-то размышления на этот счет, в общем-то безнаказанно и самодовольно можно предаваться этому.

В чем вы видите сегодня свою роль в мире искусства? 

Я художник и делаю работы. Думаю, это именно процесс разглядывания, не поиски путей развития человечества, а скорее фиксация того, что происходит сейчас.

Что связывает новое и старое искусство? 

Просто течение времени, это одно и то же, мне кажется. Постепенно меняется стиль жизни людей, происходят какие-то текущие события, но в принципе главное остается. Мне кажется, для искусства важно понимать, когда именно была сделана эта работа. И современное искусство ‒ это именно то, что сделано сейчас. И вы точно определите это время и не перепутаете ни с каким другим. В этом и заключается понятие современности. И в каждом веке оно свое. 

Какой момент вашей творческой биографии вы можете назвать поворотным? 

Ничего поворотного вроде бы не происходило, кроме того, что периодически мне казалось, что я не имею права заниматься только искусством и нужно работать где-то параллельно: фотографом в журналах, художником в кино, в театре… Но в какой-то момент я поняла, что это все единое целое: ты просто меняешь инструменты и область применения. Это не делится для меня на работу ради денег и искусство ради идеи. Для меня это теперь какая-то единая зона. 

Кто влиял на ваше творчество в разные моменты жизни? 

На меня повлияло много всего, а может, и очень мало. В первую очередь это мой папа, который был ядерным физиком, и, когда я родилась в 1977 году, он вдруг перестал заниматься наукой и решил стать художником. Он начал писать, копировать Модильяни, Рокуэлла Кента, все, что в тот момент казалось важным. Когда мне исполнилось семь лет, папы не стало, и дальше на меня стали влиять журналы, которые он выписывал: «Америка», «Англия» и какие-то еще, где публиковалось очень много красивых картинок про архитектуру и искусство. И когда я их сейчас встречаю, понимаю, что помню их с самого детства именно оттуда. А дальше на меня постепенно стало влиять и до сих пор влияет мир вокруг. 

Какие сюжеты в окружающей жизни вас захватывают, что не оставляет равнодушным и требует творческой переработки? 

Меня захватывает поверхность, по которой мы перемещаемся, – это город. Меня захватывают пейзажи, которые я безостановочно фиксирую на телефон, некие сочетания, соединения, созданные вместе природой и человеком, реальность, в которой я сейчас нахожусь.

Какие-то вещи, которые происходят вокруг, некомфортные, неэстетичные, могут ранить, если ты не художник.

Например, исчезновение старой Москвы, появление уродливого нового. Но мне кажется, что когда начинаешь вглядываться в это внимательно, изучаешь взаимоотношения заднего и переднего плана, как все это друг с другим сочетается, то это в какой-то степени тебя психологически примиряет. Ты находишь в этом свою логику, и это дает возможность смиренно существовать. 

Каким вам представляется современное искусство России в контексте мирового арт-процесса? 

Мне кажется, что оно в каком-то смысле совершенно отдельно существует, возможно, потому что я не знаю о том, что происходит в данный момент не в России. Мне это интересно, но гораздо важнее, что происходит внутри тебя. С другой стороны, взаимосвязи благодаря людям, конкретным личностям, очень важны. Мне кажется, есть очень много одаренных людей с прекрасными коммуникативными данными. Они в состоянии прокладывать тропы, открывать какие-то калитки, садиться на поезда, куда-то вдруг приезжать и там, будучи именно русскими художниками, распространять свои харизматичные мысли. Мне кажется, такая связь с миром самая интересная и ее нельзя не замечать.

Мы не можем запретить получать знания о том, что происходит в других странах. У каждого человека есть уши, глаза и возможность перемещаться, ездить дружить. Поэтому эта встроенность в мировые процессы все равно происходит благодаря личным связям, а не институциям и политике.

Расскажите о своей работе для проекта «Современное искусство» на обложке BoscoMagazine. 

То, что изображено на обложке журнала, – это моя дача в вечернем свете. Это тот самый момент, когда вы сидите на террасе и наблюдаете, как дневной свет постепенно гаснет, а внутри дома зажигается электричество. Вы видите этот тонкий, очень приятный и неуловимый момент, когда свет с одной стороны уже довольно яркий, оранжевый, электрический свет становится заметным, а снаружи все погружается в такую голубизну. Это такие совершенно неуловимые, но очень счастливые моменты, которые касаются дачи, лета, семейных вечеров. То, что всегда надолго запоминается или вспоминается, когда ты говоришь: «Ой, как хочется на дачу поехать!». 

Что для вас означает слово «семья»? 

То же, что она означает для всех. В контексте нашего разговора это интересное чувство родства, которое связывает меня с определенной профессиональной средой, чувство спокойствия и уверенности, когда ты знаешь людей из мира искусства, понимаешь, что хотя бы что-то не обсуждаемо, потому что и так понятно. Это упрощает коммуникацию. Когда вы общаетесь с людьми из других профессий, то понимаете, что совершенно по-разному думаете об одних и тех же вещах, а здесь уже огромная часть проговорена и ясна заранее. Отсюда и это чувство успокоения, которое дает семья, связанная с миром художников. 

Как семья повлияла на вашу жизнь? 

Семья влияла с самого начала и влияет до сих пор, потому что появляются новые поколения. Самое интересное – это влияние детей. Моя дочка, которой сейчас 12 лет, в процессе взросления делала разнообразные вещи, касающиеся искусства – рисования, речи, и это поражает тем, что этого никогда не было, и вдруг это есть. Что это человек, совершенно самостоятельный, который, с одной стороны, к тебе не имеет никакого отношения, а с другой – имеет самое прямое. Но от него нельзя ждать, что он будет делать так или думать так, потому что это абсолютно независимый организм с независимыми мыслями. И это тоже очень сильно влияет: ты осознаешь, что все может быть иначе. Это принятие того, что люди изначально разные, и это необходимо учитывать.

Для чего люди объединяются в сообщества? 

Это окрыляющее чувство свободы. С одной стороны, вы отделены от всего мира, с другой ‒ рядом есть те, кто вас понимает, и вы можете что-то выдумывать. Для меня это не так просто. Мне хочется работать в группах, но это скорее происходит в кино, в театре или в архитектуре, когда люди объединяются в производственные объединения, вместе функционируют. Что касается художников, у меня было несколько интересных захватывающих историй совместного творчества, но это не всегда возможно. Проще и увлекательнее художнику работать одному.

Как смотреть современное искусство неподготовленному зрителю? 

Современное искусство переполнено зашифрованными символами, и нужно обладать определенным словарем для понимания конкретных работ, но это должно не отпугивать, а заинтересовывать.

Не должно, но может. Это скорее вопрос к зрителю: если он испытывает любопытство, если его что-то заинтересовало, то он может начать разбираться и погружаться. Без этого сложно. Если же вас ничего не интересует, то, конечно, лучше проходить мимо и не ввязываться в это. Но мне кажется, что стоит попробовать научиться относиться с эмпатией к произведениям других. Например, вы не разбираетесь в высшей математике или химии, но это не значит, что вы можете высокомерно высказываться о работах, опубликованных в научно-популярной литературе. Искусство провоцирует людей на такое отношение, потому что каждый считает, что он специалист и может довольно агрессивно или пренебрежительно отзываться о творчестве других. Мне неприятно такое отношение. Следует уважать чужую жизнь. Можно попробовать разобраться или просто пройти мимо, но не стоит осуждать. 

Как и зачем покупать современное искусство? 

На самом деле это увлекательнейший процесс, который расширяет чувство жизни, потому что таким образом вы знакомитесь с целым пластом знаний и живых людей. Современные художники – это люди, живущие сейчас, и с ними можно поговорить, пообщаться или почитать их интервью, понять их философию. Это не материальное обогащение, но оно наполнит вашу повседневность чем-то ценным. Многие люди задумываются, зачем они живут. Бывают очень грустные вопросы. Но некое погружение в миры других людей помогает понять, что все зациклено не только на тебе. Когда ты увлекаешься искусством, то видишь планеты, миры и вселенные других людей, понимаешь, что ты тут не один пуп земли.