Что такое для вас современное искусство?
Современное искусство – это визуальный разговор художника с обществом на частные и общественные темы здесь и сейчас.
В чем вы видите сегодня свою роль в мире искусства?
Вижу свою роль в создании общего пазла искусства, характеризующего время, которое прожил и которое проживаю.
Что связывает новое и старое искусство?
Связано традицией, конечно. И основная вещь в том, что искусство образно осмысливает действительность. И, собственно, служит средством понимания и изучения мира. Эстетика меняется, баланс низкого и высокого, а принципы осмысления жизни остаются, это и связывает новое и старое искусство.
Какой момент вашей творческой биографии вы можете назвать поворотным?
В студенческие годы у меня была строительная практика. Во время рабочего перерыва, проходя мимо свалки, нашел книгу «Норвежская поэзия». Спрятался от солнца в тени дерева и начал читать. Одновременно в наушниках играла группа U2, и все вместе – Боно и эта норвежская поэзия, где строки перелетают от одного фьорда к другому и уносятся за горизонт, поразили меня. В этот момент я понял, что пространство бесконечно.
Кто влиял на ваше творчество в разные моменты жизни?
В Харькове это был Борис Михайлов. В нем удивительным образом сочеталось восприятие низкой культуры и высокой. Я впервые встретил художника, который оставался им 24 часа в сутки. Мы вместе создали арт-группу «Группа быстрого реагирования», это было в 1993 году. В дальнейшем меня вдохновляли разные художники, с которыми мне доводилось встречаться и выставки которых я видел. Это были и Пол Маккарти, и Луиз Буржуа, и Энтони Гормли, с которым мы вдвоем ездили в чернобыльскую зону и у которого потом неоднократно бывал в студии.
Какие сюжеты в окружающей жизни вас захватывают, что не оставляет равнодушным и требует творческой переработки?
Обычно отвечаю на подобный вопрос, что это герои нашего времени.
Меня интересует, как эти герои меняются, кто ими становится.
Я родился в Советском Союзе, там героем по большому счету был художник. После развала страны ‒ бандиты, потом появились миллионеры, за которых хотели выйти замуж все девушки. В начале 2000-х героями стали воины, вспомним «9 роту» Бондарчука. А кто сегодня герои, вопрос очень сложный. Космонавтом стало быть обыденно. Политик? Поди найди такого политика.
Каким вам представляется современное искусство России в контексте мирового арт-процесса?
Современное русское искусство несет карму русского авангарда. В застывшем западном взгляде при встрече с русскими висит вопрос: «Ну где же ваш авангард?». От нас его все еще ждут. С другой стороны, мы сегодня видим успех фильма «Дау», и это связано с некой антиэстетикой, дикостью, патриархальностью русской. И это, конечно, удивляет западных зрителей, которые не могут себе позволить быть такими антиэстетами, первородными людьми, которые в каком-то смысле слезли с пальмы. Наверное, в этом и есть сегодня какие-то смыслы русского искусства, русской идентичности.
Расскажите о своей работе для проекта «Современное искусство» на обложке BoscoMagazine.
Для обложки BoscoMagazine я трансформировал тему семьи в тему соблазна.
Потому что ГУМ для меня ‒ это один большой соблазн.
Весной прошлого года пролеты магазина украшали синтетические цветущие деревья сакуры. Под ними можно было заметить милые пары, сидящие на лавочках с покупками. Это мне напомнило эдемский сад и библейскую историю Адама и Евы, которая и легла в основу моего коллажа «Эдемская рапсодия».
Что для вас означает слово «семья»?
Ох, знаете, 100 лет назад про семью говорили, что это буржуазный пережиток. Но вообще это больше вопрос не к художнику, а к нормальному человеку со сбалансированным образом жизни. У него есть рабочий день, после которого он приходит домой, в семью, свободные субботы-воскресенья проводит с семьей. Художники – это в основном такие одиночки с достаточно не регламентированным временем работы. Они живут с искусством 24 часа. Попробуй найти крепкую семью – это редкое явление: мало кто разделяет художественное безумие. Хотя я знаю коллег – образцовых семьянинов.
Как семья повлияла на вашу жизнь?
Мой отец сам был художником, но всячески отговаривал меня в детстве им стать, полагая, что все свои таланты на генном уровне он передал моему старшему брату. Мама, наоборот, в меня верила. И этим семья подталкивала меня в профессиональном развитии. Что касается сегодняшней семьи, моя супруга – художник, мы живем довольно автономно.
Для чего люди объединяются в сообщества?
Как и много тысяч лет назад: убить мамонта, съесть его потом, захватить чужие территории, защитить свои территории. Конечно, бывают очень милые и приятные сообщества, которые отпускают людей, после того, как они их поймали, помогают детям, больным и обездоленным. Но это маленькие сообщества. И я за маленькие сообщества.
Как смотреть современное искусство неподготовленному зрителю?
Это болезненный момент. Мы знаем примеры, когда на встречу с искусством приходят эмоциональные зрители, которые в гневе или аффекте могут порезать холст, сжечь музей. Это очень серьезный вопрос: как людям преодолеть внутренний барьер неприятия, с которым они сталкиваются на выставках современного искусства после традиционного искусства, к которому они привыкли. Можно им пожелать научиться с доверием принимать то, что это искусство выставлено в таком-то месте, что оно нравится другим людям.
Как и зачем покупать современное искусство?
Искусство – это важный компонент, который в значительной степени формирует образ жизни. Ты утром пьешь чай, поднимаешь голову, видишь картину, и здорово, если она тебя сподвигает быть современным. Кто-то в искусство инвестирует средства. И собирательство в случаях покупки звездных художников – беспроигрышные инвестиции. Но я за искусство, которое покупается с любовью, с душой, с сердцем. И важно, если мы говорим о семье, чтобы когда-нибудь ваш внук сказал: «Вау, какой у меня крутой дедушка! Какую он работу дома повесил». Вот это очень важно.